- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка рекомендаций для повышения эффективности управления финансовой деятельностью организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012725 |
Тема: | Разработка рекомендаций для повышения эффективности управления финансовой деятельностью организации |
Содержание
Содержание Введение 2 1 Теоретические аспекты управления финансовой деятельностью организации 4 1.1 Сущность управления финансовой деятельностью организации 4 1.2 Методики анализа финансового состояния организации 15 2 Анализ управления финансовой деятельностью ООО «Вострово лес» 26 2.1 Общая характеристика ООО «Вострово лес» 26 2.2 Анализ основных показателей финансового состояния ООО «Вострово лес» 29 2.3 Анализ управления финансовой деятельностью ООО «Вострово лес» 36 3 Разработка рекомендаций, направленных на улучшение управления финансовой деятельностью ООО «Вострово лес» 40 3.1 Проблемы управления финансовой деятельностью в организации 40 3.2 Направления совершенствования управления финансовой деятельностью ООО «Вострово лес» 42 Заключение 51 Библиографический список 53 Приложение………………………………………………………………………..57 Введение В современных рыночных условиях организации уделяют всё большее внимание управлению в своей организации. Данное управление включает в себя управление организацией, как в целом, так и управление отдельными подразделениями или процессами. Особое распространение получило управление финансовой деятельностью организации. Возможно именно потому, что финансовые показатели наиболее реально отражают результаты деятельности организации. Финансовое управление в разных организациях действует по-разному: имеет свою структуру, свои функции и т.п. В организациях, занимающих лидирующие позиции на рынке уделяется особое управление финансовому менеджменту. Чем крупнее организация, тем сложнее управлять её денежными потоками. Именно правильная организация процессов поможет предприятию достичь новых положительных результатов в своей деятельности. Данная верная организация зависит от наличия достаточного опыта, квалификации управленческого персонала, наличие на предприятии специальных отделов, осуществляющих управление финансовой деятельностью. В современной России для достижения успеха и поддержания высокой конкурентоспособности организации необходимо эффективно управлять своей деятельностью, ключевым элементом чего является управление финансовой деятельностью. Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций для повышения эффективности управления финансовой деятельностью организации. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены задачи: изучить теоретические основы управления финансовой деятельностью организации; исследовать методики анализа финансового состояния организации; дать характеристику организации; провестианализосновныхпоказателейфинансовогосостоянияорганизации; провести анализ управления финансовой деятельностью организации; выявитьпроблемыиразработатьрекомендациипоповышениюэффективностиуправленияфинансовойдеятельностьюорганизации. Объектом данного исследования является ООО «ВостровоЛес», а предметом – финансовая деятельность данной организации. Методологической основой исследования выступает диалектический метод познания. В ходе исследования применялись методы наблюдения, диалектический, статистический, методы сравнительного анализа, группировки данных, логического обобщения, балансовый метод, , индуктивный и дедуктивный методы. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты полученных исследований могут быть полезными при комплексном решении проблем, связанны с вопросами повышения эффективности управления финансовой деятельностью исследуемой организации 1 Теоретические аспекты управления финансовой деятельностью предприятия 1.1 Сущность управления финансовой деятельностью организации Финансы – это экономическая категория, представляющая денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах, а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов [34, с. 25]. Финансы предприятия представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Формируются финансовые ресурсы за счет таких источников, как: собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.), мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами, поступающие в порядке перераспределения. Финансы предприятия выполняют три основные функции: - формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия; - обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности; - обеспечение участия предприятия в осуществлении социальной политики. Финансы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. Управление финансами предприятия предполагает решение следующих проблем, являющихся, по существу, целями финансовой стратегии: - ликвидность и платежеспособность предприятия; - прибыльность и рентабельность его деятельности: - материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально ориентированной экономики - и социальная обеспеченность [32.С.134]. Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть единой системы финансов. Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением: * фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли); * фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов); * фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам) [23, с. 336]. Финансовая деятельность организации – это процедура, которой не следует пренебрегать ни одному дальновидному руководителю. Любые другие отрасли и сферы работы предприятия полностью зависят от ее результатов, оперативности и качества. Это связанно с тем, что оперативное управление финансовой деятельностью организации позволяет избегать задолженностей и других негативных аспектов, связанных с экономической жизнью предприятия. Финансовая деятельность организации представляет собой набор методов, средств и стратегий, нацеленных на финансирование рабочих процессов, что положительно влияет на результаты. Другими словами, организация финансовой деятельности предприятия – это всестороннее управление денежными потоками внутри предприятия [26, с. 15; 27, с. 268]. Рассмотрим цели, на которые направлено управление финансовой деятельностью организации. Выделяют две цели управления финансовой деятельностью организации: неэкономические и экономические. Экономические цели управления финансовой деятельностью организации – это возрастание стоимости организации, либо какие–то иные финансовые результаты, которых предприятие может достигнуть в обозримом будущем. Внеэкономические цели управления финансовой деятельностью организации – это все прочее, что не соотносится с финансам предприятия. Сюда можно включить увеличение социального статуса предприятия, его влияние на рынке, узнаваемость бренда, количество клиентов, прирост организаций, желающих стать партнерами, сотрудничество с новыми реализаторами, поставщиками и многое другое. В каждом случае цели управления финансовой деятельностью организации строго индивидуальны, поскольку зависят от конкретной ситуации, концепции и роли, которую играет предприятие на рынке, в обществе и среди клиентов. Основываясь на этих и прочих факторах, каждый руководитель самостоятельно решает, чего же пытается достичь в результате финансовой деятельности организация. Для одного руководителя важнее привлечь максимум денег, а другой заинтересован в сотрудничестве с крупными корпорациями, третий стремится поднять стоимость своей организации, чтобы выгодно её продать [9, с. 117]. В зависимости от целей управления финансовой деятельности организации, выбираются ее текущие задачи. К основным задачам управления финансовой деятельности организации являются: * своевременное финансовое снабжение хозяйственных и других отраслей организации; * деятельность, нацеленная на привлечение финансовых потоков в организацию, иными словами, расширение ее капитала; * анализ задолженностей перед кем–либо, своевременное их погашение, работа с кредитами и спонсорами; * задействование доступных финансовых средств, когда это требуется для тех или иных целей, преследуемых организацией; * анализ целесообразности расходов финансовых средств с целью не допустить излишних трат денег организации [9, с. 117]. Финансовая деятельность организации включает: * создание уставного капитала организации; * правильное распределение уставного фонда на предприятии; * задействование объединенных финансовых средств в различных сферах деятельности организации; * деятельность по распределению средств от основной деятельности организации для покрытия нужд производства; * финансовые отчисления в бюджет; * начисление выплат собственникам организации; * многократное внесение финансовых средств для увеличения активов организации; * деятельность по созданию резервных финансовых ресурсов организации; * создание финансовых ресурсов для выплат работникам, а также для обеспечения их социальной защиты; * управление дополнительными финансовыми ресурсами, полученными в качестве прибыли от деятельности организации; * управление внутренней динамикой финансовых средств организации в случае возникновения такой необходимости [11, с. 192; 15, с. 99; 30, с. 234]. Рассмотрим три главных направления финансовой деятельности организации: 1. Финансовое прогнозирование и планирование. В бизнесе необходимо иметь план финансово–хозяйственной деятельности организации. Он составляется в два этапа. На первом эксперты составляют прогнозы того, какую прибыль гипотетически принесет функционирующее предприятие. Учитываются риски, сложности, сезонные составляющие. В зависимости от ниши выделяются и другие факторы. В конечном итоге получается некая приближенная к реальности картина будущей финансово-экономической деятельности организации. Затем на основе полученной информации составляется уже сам план, учитывающий все возможные обстоятельства рынка, экономической среды, спроса, налогообложения [3, с. 38; 32, с. 122]. 2. Контроль и анализ производственно–хозяйственной работы. Анализ финансовых результатов деятельности организации, а также ее непосредственный контроль позволяют избежать многих экономических рисков. Благодаря комбинированию анализа и контроля, хорошему руководству удается правильно реагировать на различные обстоятельства, привлекая имеющиеся средства, делая ставки на самые прибыльные сферы деятельности организации и уменьшая финансовый оборот в ненадежных отраслях. Необходимо отметить, что контроль финансовой деятельности организации не является каким–то универсальным набором приемов. Каждому предприятию потребуется разработать собственные методы на основе индивидуальных показателей. Дело в том, что многие сферы бизнеса не терпят обобщений и абстрактных взглядов. Требуется учитывать именно те факторы, которые в данном конкретном случае оказывают непосредственное влияние на состояние финансовой деятельности организации [6, с. 42; 16, с. 132; 17, с. 1127; 31, с. 183]. 3. Оперативная, текущая финансово–экономическая деятельность. Организации, осуществляющие финансовую деятельность, совершают это для того, чтобы обеспечивать свою платежеспособность, иметь достаточные ресурсы на продолжение производства и получать некоторый доход, ради которого бизнес и создан. Наиболее распространенными видами финансовой деятельности организации являются: * анализ финансовой деятельности организации, нацеленной на работу с конечным потребителем, включая оценку дохода, прогнозы, исследования уровня спроса и т. д. * выплаты поставщикам продукции и материалов, применяемых в деятельности организации; * направление финансовых средств для уплаты налогов, а также прочих платежей в бюджет и т. д. * выплаты заработной платы работникам организации; * направление финансовых средств в счет кредитов и процентов от них; * финансовые платежи организации для прочих целей [33, с. 76]. Управление финансовой деятельность предприятия – это работа финансового менеджмента, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Процесс управления финансовой деятельностью предприятия базируется на определенном механизме. Финансовый механизм предприятий представляет собой совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка. Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: * с объективной – как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов; * с субъективной – как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. В структуру механизма управления финансовой деятельностью предприятия входят следующие элементы: 1. система регулирования финансовой деятельности предприятия; 2. система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия; 3. система финансовых рычагов; 4. система финансовых методов; 5. система финансовых инструментов. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.). Ключевая цель механизма управления финансовой деятельностью организации состоит в максимизации результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности предприятия достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей субъекта хозяйствования может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных. Методы финансового управления деятельностью организации многообразны. Основными из них являются: * прогнозирование, * планирование, * налогообложение, * страхование, * самофинансирование, * кредитование, * система расчетов, * система финансовой помощи, * система финансовых санкций, * система амортизационных отчислений, * система стимулирования, * принципы ценообразования, * трастовые операции, * залоговые операции, * факторинг, * аренда, * лизинг [5, с. 146]. Рассмотрим субъекты управления финансовой деятельностью организации. Организационная структура системы управления финансами предприятия может быть построена различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости от организационной структуры предприятия финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству. В управлении финансовой деятельностью организации так же заняты самые разные категории сотрудников. Для малых и средних форм собственности в их числе необходимо особо отметить самого руководителя и главного бухгалтера. Более крупные структуры вводят должность финансового директора, отвечающего за данную сферу. В зависимости от степени ответственности, штата и оборота средств может быть поднят вопрос об организации целого финансового отдела, деятельность которого осуществляется отдельно от бухгалтерии. Возможен наем специалистов, работающих вне основного штата. Некоторые организации в реализации финансовой деятельности идут еще дальше, выделяя подразделения для работы с различными денежными ресурсами, например, входящими и исходящими, стратегическими, текущими [10]. На рисунке 1.1 приведём уровни субъектов управления финансовой деятельностью организации. Эту же схему можно назвать и структурой финансового управления в организации средних или крупных масштабов. Рисунок 1.1 - Уровни субъектов управления финансовой деятельностью внутри организации. Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом. 1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы. 2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании. 3. Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии. 4. Начальник экономического отдела анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации и так далее. Кто бы ни осуществлял финансовую деятельность организации, – директор, бухгалтер, финансовый отдел – ему необходимо поставить перед собой следующие приоритеты: * определить процентное соотношение финансовых средств на разные виды деятельности организации. * разработать финансовую стратегию организации, с учетом интересов всех ее управляющих и исполнительных элементов. * регулярно анализировать систему показателей финансовой деятельности организации с целью выявления и устранения возможных недостатков [14, с. 123]. Таким образом, список задач довольно широк и ограничивается не только привлечением денежных средств, но и полноценным аудитом финансовой деятельности организации. На основе полученных результатов всех этих процедур в дальнейшем принимаются важные вопросы, решающие судьбу всей организации. Поэтому анализом финансовой деятельности организации нельзя пренебрегать, а ошибки в прогнозах или оценке текущего состояния дел могут вылиться в серьезные трудности в дальнейшем. Роль сотрудника или отдела, отвечающего за качество финансовой деятельности организации, сложно переоценить. Безусловно, одной только ею работа любого субъекта хозяйствования не ограничивается, но при ее отсутствии шансов на успешный бизнес немного. Итак, управление финансовой деятельностью организации является неотъемлемой частью всей системы её функционирования. Оно осуществляется при помощи различных методов и приемов. Задачи по финансовой деятельности организации, которые выполняет ответственный сотрудник, в общем виде можно свести к следующему: анализ финансовой деятельности организации, выполненный за короткий и длинный период, а также планирование на основе полученных результатов; деятельность по привлечению финансовых средств в организацию; распределение полученных средств. Финансовое управление предприятием дает возможность принять важные стратегические решения, которые определят успешное развитие организации и ее платежеспособность. Благодаря данной системе полученная прибыль используется максимально эффективно, что увеличивает стоимость предприятия. 1.2 Методики анализа финансового состояния организации Финансовое состояние предприятия представляет собой отражение его финансовой устойчивости на определенный момент времени и обеспеченности его финансовыми ресурсами для бесперебойного функционирования. В основном, большинство российских авторов сходятся во мнении, что финансовое состояние, как экономическая категория, связано с характеристикой наличия, структуры, размещения, использования финансовых ресурсов и их достаточностью. Однако, при более детальном рассмотрении, единодушия не наблюдается, и каждый автор имеет свой подход. Не претендуя на охват всех точек зрения, представим некоторые наиболее популярные в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Группировка подходов на характеристику термина «анализ финансового состояния» Автор Подходы авторов к понятию финансового состояния Ю.Ф. Бригхэм [7, с. 103] важнейшая характеристика деятельности организации, отражающая обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность и финансовую устойчивость А.Д. Шеремет [37, с. 175] характеристика финансовой конкурентоспособности предприятия (то есть платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами Н.С. Пионткевич [25, с. 605] совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства О.В.Ефимова [13, с. 239] цели: получение информации о способности зарабатывать прибыль; формирование информации об имущественном и финансовом состоянии, т.е. об обеспеченности источниками получения прибыли Ковалев В.В. [18, с. 316] совокупность показателей, характеризующих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия Савицкая Г.В. [28, с. 354] экономическая категория, которая отображает состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта к саморазвитию на фиксированный момент времени Практика финансового анализа выработала основные методы его проведения. * Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего периода, заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). * Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Такой анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, по средством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия [8, с. 132]. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей. * Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с позициями ряда предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. * Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей. * Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей организации с показателями организаций–конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными [19, с. 197]. * Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), то есть раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель [12, с. 18]. В качестве инструментария для анализа финансового состояния предпринимательской фирмы широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния организации, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Основными источниками информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс организации (форма 1) и отчёт о финансовых результатов (форма 2) [20, с. 101]. Многие авторы экономического анализа предлагают свои методики оценки финансового состояния организации. Наиболее полными на взгляд автора данного исследования являются методики Бланка И.А. [5] и Ковалёва В.В.[18]. Опишем расчёт показателей, рекомендованных данными методиками. 1. Оценка динамики и структуры активов. Получить представление о величине средств предприятия и структуре активов позволяет анализ имущественного положения предприятия, который включает оценку величины, динамики и структуры активов. Расчёт показателя собственных оборотных средств (СОС), величина которых должна быть положительной, производится по формуле (1.1). Положительно оценивается рост суммы собственных оборотных средств [5, с. 224]: СОС = СК–ВНА = ОбА–КЗ, (1.1) где СК – собственный капитал; ВНА – внеоборотные активы; ОбА – оборотные активы; КЗ – кредиторская задолженность. 2. Анализ финансовой устойчивости и определение её типа. В общем виде финансовая устойчивость оценивается с помощью коэффициента автономии, который рассчитывается по формуле (2) [5, с. 224]: Ка = СК/ВБ, (1.2) где СК – собственный капитал; ВБ – валюта баланса. Нижней границей нормального значения в мировой практике принято считать 0,5. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово независимо предприятие от внешних кредиторов [29, с. 239]. Коэффициент финансовой зависимости характеризует в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, то есть сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. собственного капитала (1.3): Кфз = Кредиты, займы, кредиторская задолженность / СК, (1.3) где СК – собственный капитал. Значение соотношения должно быть меньше 0,5 Превышение означает зависимость от внешних источников средств. Коэффициент маневренности представляет собой отношение текущих активов к собственному капиталу предприятия (1.4) [5, с. 225]: Км = СОС/СК, (1.4) где СОС – собственные оборотные средства; СК – собственный капитал. Его значение должно быть не менее 0,2, что позволит обеспечить достаточную гибкость в использовании собственного капитала [12, с. 18]. Коэффициент покрытия инвестиций рассчитывается, как отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала (1.5) [5, с. 226]: Кпи = (СК+ДП)/ВБ, (1.5) где СК – собственный капитал; ДП – долгосрочные пассивы; ВБ – валюта баланса. Нормальное значение для данного показателя: 0,7 и более. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами (Коз.), нормальное значение которого имеет нижнюю границу 0,8 – 1,0, рассчитывается по формуле (1.6) [18, с. 356]: Коз = СОС/З, (1.6) где З – запасы. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кос.) характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия, и рассчитывается по формуле (1.7). Нижняя граница нормального значения этого коэффициента – 0 [18, с. 356]: Кос = СОС/ОА, (1.7) где ОА – оборотные активы. Таким образом, оценить и проанализировать финансовую устойчивость предприятия можно, применив определенную систему показателей. 3. Анализ ликвидности. Анализ финансовой устойчивости неотделим от анализа платежеспособности, которая является одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Поскольку многие авторы, например, такие как Бадмаева Д.Г., Барашьян В.Ю., Милютина Л.А., Чуев И.Н. придерживаются точки зрения о том, что платежеспособность определяется, в основном, степенью ликвидности организации, то при анализе платежеспособности организации необходимо оценивать ликвидность баланса и коэффициенты ликвидности. В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяют на следующие группы: А1 – наиболее ликвидные активы – суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно (стр.1250 формы 1). В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) (стр. 1240 формы 1); А2 – быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, и прочие активы (стр. 1230 + стр. 1260 формы 1), т. е. это активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. АЗ – медленно реализуемые активы (наименее ликвидные активы) – это статьи из раздела II баланса «Оборотные активы» (запасы за минусом расходов будущих периодов, налог на добавленную стоимость) и долгосрочные финансовые вложения (ДФВ) из раздела I баланса «Внеоборотные активы». А4 – труднореализуемые активы – это статьи раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса, за исключением долгосрочных финансовых вложений, которые были включены в предыдущую группу, а также дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата: П1 – наиболее краткосрочные обязательства – кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства (стр. 1520 + стр. 1550 формы 1). П2 – краткосрочные пассивы, то есть краткосрочные заемные средства (стр. 1510 формы 1); П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства (стр. 1410 + стр. 1420 +1430 формы 1); П4 – постоянные пассивы – статьи раздела «Капитал и резервы» (стр. 1310 + стр. 1320 + стр. 1340 + стр. 1350+стр.1360+стр. 1370 формы 1) [35, с. 129]. Баланс считается абсолютно ликвидным, если одновременно выполнены условия (1.8): А1 > П1; А2 > П2; АЗ > ПЗ; А4 < П4, (1.8) Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое носит балансирующий характер. Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные. Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Сравнение АЗ – ПЗ отражает перспективную ликвидность, на основе которой прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность [35, с. 129]. Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчётности предприятия для определения способности компании погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов. Представим формулы для расчета показателей платежеспособности в виде таблицы 1.1 [2, с. 58; 37, с. 287]. Таблица 1.1 – Формулы для расчета показателей платежеспособности предприятия Показатель Обозна–чение Формула расчета Норма–тивное значение Коэффициент текущей ликвидности Ктл Текущие активы/ Текущие обязательства Не менее 2 Коэффициент быстрой ликвидности Кбл (Оборотные активы – Запасы)/ Краткосрочные пассивы 0,8–1 Коэффициент абсолютной ликвидности Кал (Денежные средства+ Краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочные пассивы Не менее 0,2 Коэффициент оперативной платёжеспособности Коп (Денежные средства+ Дебиторская задолженность)/ Краткосрочные пассивы 1 и более Степень платежеспособности по текущим обязательствам СПто Краткосрочные пассивы/Выручка среднемесячная – Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (КДКо) Дебиторская задолженность/ Кредиторская задолженность Более 1 4. Анализ деловой активности и эффективности использования капитала. Финансовая устойчивость предприятия невозможна без его деловой активности, которая может быть охарактеризована объемом реализации продукции (работ, услуг), прибылью и величина активов предприятия. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи (1.9) [21, с. 307]: , (1.9) где – темпы изменения прибыли от реализации, выручки от реализации, суммы активов соответственно. Деловую активность можно охарактеризовать также с помощью показателей оборачиваемости активов, ос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управления сбытовой деятельностью
- Анализ методов и форм организации контроля за деятельностью органов государственного управления и выработка рекомендаций по их совершенствованию
- Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управления финансовой устойчивостью предприятия